map-pin Опять и опять... выбираем масло! Обзор с тестами

07 фев 2013 11:58 - 07 фев 2013 12:10 #19785 от Makar
Собственно все, кому не лень, уже читали и видели многочисленные исследования, множество раз опубликованные в журнале "ЗА РУЛЁМ"... но для тех, кто пропустил или не видел я решил частично вкратце изложить обзор, датируемый декабрём 2012 года (свежачок то бишь)
Выбор масла 5W-40
Восемь премиум-синтетик класс
а 5W-40 отправили на ресурсный тест сотрудники редакции и профессор кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета.
Как долго может ходить двигатель без смены моторного масла? В сервисных книжках современных автомобилей указан интервал ТО с заменой масла 15 000–20 000 км. А производители синтетик часто увеличивают заявленный ресурс еще на десяток тысяч километров. Насколько обоснованны такие цифры? Не навредит ли «долгожитель » мотору? Проверим на практике.

Вот это – отложения, которые оцениваются в 0,5 балла по нашей шкале.
А это полтора балла высокотемпературных отложений.
В испытаниях участвуют два одинаковых движка – впрысковые вазовские восьмиклапанники. Только так обеспечим проверяемым маслам идентичные условия работы в течение всего «пробега». Чтобы приблизить вазовские «восьмерки » к моторам посовременнее, повысили на единичку степень сжатия и добавили систему масляного охлаждения поршней.
На испытания взяли так называемые полные синтетики класса вязкости 5W-40, причем самых раскрученных брендов: Castrol («Кастрол»), Shell («Шелл»), Mobil («Мобил»), Esso («Эссо»), BP («Би-Пи»), elf («Эльф»), Total («Тоталь») и ZIC («Зик»). Такой набор охватывает примерно три четверти рынка в данном сегменте. По европейской классификации все выбранные масла относятся к высокой группе качества – А3/В3/В4. По классам качества API распределение такое: большинство масел – SM/CF, «Кастрол» – SN/CF, остальные – SL/CF. На фото и в таблицах исследуемые масла расставлены по алфавиту.

1. (Схема слева) сравнение энергосберегающего эффекта испытуемых масел и способности повышать мощность двигателя. Все масла свежие, только что из канистры, а в качестве базы, то есть исходной планки отсчета, – простенькая минералка 10W-40 класса API SJ
2. (Схема справа) а вот так ухудшились показатели экономичности и мощности моторов, когда масла «постарели». Тут база для каждого масла – такое же, только свежее.

Интересно, что обошлось без промежуточных доливок масла – четырех литров начальной заправки хватило каждому из восьми участников. Но расход масла оказался разным. Меньше всего – у масел «Зик» и «Кастрол»: моторы съели их всего по 0,6–0,7 л. Другие же масла дали результаты от 1,2 до 1,5 л, то есть, с учетом грубости метода измерения (на слив), практически одинаковые.
Все образцы после слива были черненькие и страшненькие – еще бы, столько отпахать! А вот насколько изменились их основные физико-химические параметры? Общеизвестные тенденции подтвердились: вязкость всех масел сначала падает, потом растет, щелочное число уменьшается, а кислотное – повышается. По изменению щелочного числа и содержания активных элементов все масла отработали хорошо: браковочных показателей не дало ни одно. Это значит, что все производители используют высококачественные пакеты присадок. Впрочем, это неудивительно: производителей присадок можно по пальцам перечесть, это серьезные специализированные фирмы.
А вот по вязкости картина другая. Сравните: у корейского масла «Зик» изменение вязкости за «15 000 км пробега» практически не вышло за пределы погрешности измерений. А вот «Эссо» под конец «пробега», где-то уже «в Сибири», вылезло за допускаемые классом SAE пределы изменения вязкости. Мотор это, конечно, не убило, но заметно увеличило его прожорливость. Из других масел ближе всех к запретной границе подошло масло «Би-Пи». И изменение поведения мотора на контрольных замерах это подтвердило.

С ресурсом разобрались. А что по остальным параметрам, особенно по тем, которые анализируют автопроизводители при выдаче допусков? Основные показатели работы масел в моторах – уровень отложений, степень энергосбережения и защиты от износа – приведены в диаграммах.
Все масла, как и подобает полным синтетикам высоких классов качества, проявили свои энергосберегающие функции. Большой разницы между ними мы не обнаружили, но опять проявилась некая зависимость расхода топлива от высокотемпературной вязкости. Снова получается, что мотору больше нравится какая-то оптимальная вязкость, любой отход от нее в меньшую или большую сторону приводит к ухудшению характеристик. И ближе прочих к этому оптимуму оказались масла «Кастрол» и «Зик».
Зато мощность мотора просит большей вязкости, и это понятно. В режимах максимальных нагрузок узлы трения находятся в наиболее жестких условиях, и тут масла с большой высокотемпературной вязкостью обеспечивают им лучшее смазывание. Поэтому хоть малый, но все-таки заметный бонус получили моторы, работающие на маслах «Тоталь», «Эльф» и «Би-Пи».

Защита двигателя от износа определяется как вязкостно-температурной характеристикой масла (его вязкостью при высоких температурах), так и качеством противоизносных компонентов. Чтобы оценить масло по этому показателю, исследуем степень изношенности двигателя после идентичных циклов испытаний. Минимальная потеря массы вкладышей подшипников коленчатого вала и поршневых колец, с учетом погрешности метода, оказалась у двигателей, работавших на маслах «Шелл», «Зик» и «Кастрол». Косвенно эти параметры подтверждаются анализом данных о содержании продуктов износа в образцах масел, отобранных по окончании испытаний. И здесь лидеры те же, причем у «корейца» «Зик» металла нашлось существенно меньше, чем в других маслах.
Высокотемпературные отложения масел исследовали по налету на боковых поверхностях поршней. Баллы выставляли эксперты, сравнивая полученные отложения со специальной шкалой. Принцип простой. Черные отложения по всей поверхности – самый высокий балл, шестерка по общепринятой шкале. Чистый поршень без отложений – ноль баллов. Обычно синтетики по уровню отложений не поднимаются выше 1,0–1,5 балла. Смотрим результаты – всё так и есть. Чуть лучше других выглядят «Зик», «Шелл» и оба «француза»: «Эльф» и «Тоталь»
Высокотемпературные отложения оценивались баллами аналогично старому и известному методу ПЗВ – по цвету и количеству отложений. Чем красная полоска меньше, тем чище был поршень.

Возвращаемся к исходному вопросу: всякая ли синтетика способна пройти межсервисный интервал? Потребители на форумах ратуют за более частую замену – тысяч через восемь-десять. Масленщики, напротив, говорят о 30 000 км. Что ж, наши испытания показали: в подобных режимах «не все масла одинаково полезны». То же «Эссо» после финишной ленточки фактически свалилось без сил, а вот «Зик» выдержал бы и обратную дорогу.
Рекомендации ЗР таковы. Для свежих машин, эксплуатирующихся в теплое время года, можно смело руководствоваться полученными результатами. А вот по мере износа мотора, как и при активной зимней эксплуатации, масло нужно менять чаще. То же касается случаев, когда пробеги измеряются не столько километрами, сколько многочасовыми пробками.

НЕ ВСЯКАЯ СИНТЕТИКА СПОСОБНА ПРОЙТИ МЕЖСЕРВИСНЫЙ ИНТЕРВАЛ

Моторное масло – это канистра и нечто жидкое внутри, состоящее из базового масла и пакета присадок. От последних как раз и зависят ресурсные характеристики масла.
В процессе работы в двигателе масло контактирует с нагретыми поверхностями деталей. Его пленка, оставляемая поршневыми кольцами на стенке цилиндра, греется от газов и подвергается большим контактным давлениям. Масло не любит контакта с картерными газами: оно насыщается продуктами неполного сгорания топлива, окисляясь и вбирая продукты износа и прочую грязь, образующуюся при работе двигателя.
Главный показатель масла – вязкость. От нее напрямую зависит если не всё, то многое: качество смазывания узлов трения, скорость изнашивания, потери на трение. А еще, косвенно, его расход на угар, токсичность отработавших газов и даже температуры деталей двигателя.
Рабочая вязкость масла формируется как свойствами базового масла, так и количеством и параметрами специальных присадок – так называемых загустителей. Это полимеры, которые под циклическим воздействием температур меняют свои свойства. Классическая картина изменения вязкости такова: сначала она падает, потом начинает расти. Чрезмерное снижение вязкости резко увеличивает скорость износа, а ее рост заметно ухудшает экономичность двигателя и его пусковые свойства, повышает токсичность отработавших газов и угар масла.
Диапазон допустимых вязкостей масла для нашего класса по SAE – от 12,5 до 16,3 сСт. Поэтому первый критерий клинической смерти масла – выход его вязкости на какой-то стадии испытаний за пределы допустимого диапазона.
Важная функция масла – мыть двигатель и не пачкать его. За качество помывки отвечают соответствующие присадки, а способность не пачкать определяется стабильностью и качеством базового масла. Принято разделять высокотемпературные и низкотемпературные отложения. Первые образуются на боковых поверхностях поршней. Они наиболее опасны, поскольку мешают работать поршневым кольцам и могут привести к полной потере их подвижности, то есть к залеганию. А неподвижное кольцо уже не работает. Итог – компрессия падает. И дыма на выхлопе – как на футбольном стадионе после забитого гола. Расход масла начинает резко приближаться к расходу топлива.
А низкотемпературные отложения? Они образуются и в масляном поддоне, и на стенках картера двигателя, и в зоне работы распределительных валов. Но самое худшее – это скопление отложений в масляных каналах: они могут закупориться.
Моющая способность масла по мере его работы падает – срабатываются моющие присадки. Отчасти это контролируется величиной щелочного числа масла, а напрямую – уровнем сформированных отложений после длительного цикла испытаний.
Масло, вбирая в себя в процессе работы продукты сгорания топлива, содержащие серу, оксиды азота и прочие «приятности», накапливает кислоты. Они нейтрализуются щелочными моющими присадками лишь частично. А «кислое» масло становится агрессивным по отношению к мотору. Поэтому величина кислотного числа масла также является его браковочным показателем.
В совсем запущенном случае может произойти расслоение масла – так называемое выпадение пакета присадок. Они остаются в осадке, а по системе смазывания двигателя начинает гулять уже изрядно постаревшее базовое масло. Естественно, никакими функциональными свойствами, необходимыми мотору, оно не обладает. Это тоже признак смерти масла.
Все вышеизложенное делает понятными принятые нами критерии окончания срока службы масла.

1. Выход вязкости за пределы границ, определяемых классом SAE.
2. Резкое (более чем в два раза) падение щелочного числа и резкое же возрастание кислотного.
3. Выпадение пакета присадок, индуцируемое резким изменением содержания в масле активных компонентов – фосфора, цинка, кальция.

Кроме того, оцениваем энергосберегающие функции масла, характеризующие уровень потерь на трение в двигателе, а также защитные функции, оцениваемые скоростями износа основных деталей. В принципе, это основные параметры качества, которые анализируются при допуске масла к использованию в конкретных типах двигателей.

1. BP Visco 5000
Классификация: SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B3, A3/B4
Допуски: VW 50200/50500, MB 229.1/229.3, BMW LL-98, Porsche
Ориентировочная цена: 1100 руб. за 4 л
Самая дешевая из всех испытанных синтетик. Цену свою оправдывает, пробег выдержала. Но подошла достаточно близко к пределу ресурса. Большая высокотемпературная вязкость обеспечила место в группе лидеров по мощности двигателя. Хороший баланс цены и качества. Довольно высокий темп старения. Уровень отложений немного выше, чем у лидеров по этому показателю.

2. Castrol Magnatec C3
Классификация: SAE 5W-40, API SN/CF, ACEA A3/B3, A3/B4, C3
Допуски: VW 50200/50500, BMW LL-04, MB 229.31, RN 0700/0710
Ориентировочная цена: 1380 руб. за 4 л
Это масло – самой высокой группы качества по API, что подтвердилось испытаниями: и по защите, и по энергосберегающим функциям оно на первых строчках рейтингов. Старение его мы заметили, но до браковочных показателей еще очень далеко. Так что 15 000 км пробега для него не предел. Малый расход на угар, хорошие защитные и энергосберегающие свойства. Невысокий результат по уровню отложений.

3. elf Excellium NF
Классификация: SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B4
Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40
Ориентировочная цена: 1380 руб. за 4 л
Одно из двух масел сравнительно скромной группы качества по API – всего лишь SL. Однако принципиального ухудшения его свойств по сравнению с маслами классом выше (по API) мы не обнаружили. Более того, по ресурсным показателям elf явно переиграл большинство из них. Хорошие ресурсные показатели, высокие моющие свойства. Логично ожидать лучшей защиты от износа. Да и дороговато.

4. Mobil Super 3000
Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF
Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025, RN 0710
Ориентировочная цена: 1620 руб. за 4 л
Самая дорогая синтетика из закупленных. Масло оказалось в группе лидеров по всем основным показателям. И угорает мало, и моет хорошо, и с защитой мотора все в порядке. Ресурсные показатели на уровне. Малый расход на угар, хорошие моющие свойства, неплохие ресурсные показатели. Цена на фоне других масел слишком высока.

5. Esso Ultron
Классификация: SAE 5W-40, API SM, ACEA A3/B3, A3/B4
Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025, RN 0710
Ориентировочная цена: 1250 руб. за 4 л
Недорогая синтетика высокой группы качества. Но это единственное масло, которое попросило замены под конец пробега, его вязкость вывалилась за пределы класса по SAE. Однако мотор это не убило. По остальным браковочным параметрам большие запасы. Цена. Хороший вариант для сезонной эксплуатации с заменой масла при переходе из зимы в лето и обратно. Неплохие моющие свойства и низкая склонность к отложениям. Ресурс на фоне других синтетик оказался маловат.

6. Shell Helix HX8

Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3/B4
Допуски: BMW LL-01, MB 229.5, VW 50200/50500, RN 0700/0710
Ориентировочная цена: 1350 руб. за 4 л
Еще один представитель группы лидеров, в которую попал по совокупности показанных результатов: хорошая моющая способность, замечательные защитные свойства, высокий ресурс. Масло за 15 000 км пахоты ни на градус не изменило своей температуры застывания. Это признак очень хорошей базы. Высокий ресурс, отличные защитные характеристики. По расходу масла показатели не самые высокие.

7. Total Quartz 9000
Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF, ACEA A3/B4
Допуски: Peugеot Citroen B71 2296, VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025
Ориентировочная цена: 1320 руб. за 4 л
У этого «француза» один из лучших показателей по ресурсу. Высокий показатель высокотемпературной вязкости вытащил его на первое место по мощностным показателям двигателя. Моет хорошо, но вот с угаром не все в порядке. И это тоже следствие значительной вязкости в зоне работы поршневых колец. Хорошие мощностные показатели, низкий уровень отложений, высокий ресурс. Большой расход на угар.

8. ZIC XQ
Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3/B4
Допуски: MB 229.5, VW 50200/50500, VW 50301, BMW LL-01, Porsche
Ориентировочная цена: 1250 руб. за 4 л
На этом масле можно было бы развернуться во Владивостоке и безо всяких доливок ехать обратно в Лиссабон. По всем параметрам оно существенно отличается от остальных. Температура замерзания на 10–15 градусов ниже, чем у других. Металла в масле значительно, в некоторых случаях в разы, меньше. А это бесспорное подтверждение защитных свойств. И вязкость масла «во Владивостоке» оказалась практически такой же, как «в Португалии». Лидер по большинству позиций, при этом цена очень умеренная. Как быть, если заливать в мотор надо не четыре, а три литра? Непрозрачная металлическая канистра заставит делать это наугад.
ТАБЛИЦЫ ЗАМЕРОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ

Кстати, если кому интересно и кто не видел, можно ещё по данной теме почитать:

(29.10.2012) Выбираем масло 0W-40
(21.03.2011) Синтетические масла: наши или ненаши?
(25.11.2010) Экспертиза полусинтетических масел
(07.05.2010) Масла класса SL: Смазать по-русски
(18.10.2012) Коктейль: масла
(20.07.2012) Расход масла: сковородка в цилиндре
(15.03.2012) Смертельная болезнь моторного масла: комментарии специалистов
объективность исследований и честность при написании статей в журнале каждый оценивает для себя сам

- Jimny 1.6L (G16B), МКПП, 28"А/Т
- Let's II - 49cc
Спасибо сказали: Aleksandr, ruqp, Buba, Whitevil, Andrei73, tolba, KOK, Ursus

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

07 фев 2013 12:32 #19794 от ruqp
Понятно, кроме ЗИКа все остальное в топку.

Джипер, первым делом, тонкая и чистая натура, а уже потом грязная пьяная скотина!
Hilux 2014

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

07 фев 2013 12:34 - 07 фев 2013 12:35 #19795 от Makar

ruqp пишет: Понятно, кроме ЗИКа все остальное в топку.

Я бы не был столь категоричен)...
нужно отбросить самый лучший результат, и самый худший... из остального выбрать средний

- Jimny 1.6L (G16B), МКПП, 28"А/Т
- Let's II - 49cc

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

07 фев 2013 13:01 #19798 от Rufflet
Да ну на, зик это гумно, не смотря на VHVI и прочую лабуду. Вообще азиатские масла гумно. Разве что японские (именно японские и в ней сделанные) можно употреблять.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

07 фев 2013 13:12 #19802 от ruqp
Зик -лидер теста этих авторов.
Я доверяю только сам себе.

Джипер, первым делом, тонкая и чистая натура, а уже потом грязная пьяная скотина!
Hilux 2014

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

14 фев 2013 20:16 #20044 от muchacho
Что то я пропустил тему про оригинальное масло,вопрос к оф.дилерам,теперь вы льёте оригинальное масло судя по статейке СУЗУКИ маслом не испортишь!

スズキSX4ハンガリー( СУЗУКА СЦ@КА КЛЁВАЯ))
Спасибо сказали: surgeon40, tolba

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

14 фев 2013 20:47 #20046 от surgeon40

muchacha1498 пишет: Что то я пропустил тему про оригинальное масло,вопрос к оф.дилерам,теперь вы льёте оригинальное масло судя по статейке СУЗУКИ маслом не испортишь!

Во-о-от! Тоже как то упустил это дело, всё очень тихо прошло :blink: .Плюсуюсь к Мучаче. Кстати, о птичках: в ПДЦ видел оригинальное масло Сузуки в жестебанках (производитель идемитсу), а в статье - в пластике.Интересно, кто делает, состав и т.д.

SX4 sedan, 2008 г.в., МТ
Кто понял жизнь - тот не спешит ;)
Спасибо сказали: muchacho

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

14 фев 2013 20:51 #20047 от muchacho
будем ждать коментов ПДЦ и Луидора,а то не всё ведь золото что блестит)) :)

スズキSX4ハンガリー( СУЗУКА СЦ@КА КЛЁВАЯ))

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

15 фев 2013 08:26 - 15 фев 2013 08:27 #20050 от Aleksandr

surgeon40 пишет: Кстати, о птичках: в ПДЦ видел оригинальное масло Сузуки в жестебанках (производитель идемитсу)

Еле оттащил тебя от этого стэнда с маслом! :P
Меня смущает вот что - в экзисте это масло в 4-х литровой канистре стоит чот в районе 500 рэ...

SX-4 S-Cross

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

15 фев 2013 08:42 - 15 фев 2013 08:43 #20051 от Makar

Aleksandr пишет: Меня смущает вот что - в экзисте это масло в 4-х литровой канистре стоит чот в районе 500 рэ...


может цена за литр? :P

- Jimny 1.6L (G16B), МКПП, 28"А/Т
- Let's II - 49cc

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

15 фев 2013 10:17 - 15 фев 2013 10:18 #20053 от Aleksandr

Makar пишет: может цена за литр? :P

Да, видимо ты прав, просто ошибка в каталоге...



SX-4 S-Cross
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

15 фев 2013 13:19 #20054 от muchacho
Молчат что то дилеры :(

スズキSX4ハンガリー( СУЗУКА СЦ@КА КЛЁВАЯ))

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

19 фев 2013 21:54 #20158 от muchacho
вот surgeon40,пришлось искать самому инфу у дилеров :) ПДЦ и Луидор

スズキSX4ハンガリー( СУЗУКА СЦ@КА КЛЁВАЯ))

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

19 фев 2013 22:30 #20159 от Rufflet
это идемитсу. Машина будет неехать ))
Спасибо сказали: muchacho

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

19 фев 2013 23:01 - 19 фев 2013 23:05 #20165 от muchacho

Rufflet пишет: это идемитсу. Машина будет неехать ))



умеешь ты расстроить :silly: ,скоро ТО,вот опять думать надо что заливать)))
это оно вот такое если,то ехать точно небудет :lol:


スズキSX4ハンガリー( СУЗУКА СЦ@КА КЛЁВАЯ))

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

20 фев 2013 00:25 #20169 от surgeon40

Rufflet пишет: это идемитсу. Машина будет неехать ))

Эт с какого перепугу, Сань? Езжу на Идемитсу 0W20. Пока доволен.

SX4 sedan, 2008 г.в., МТ
Кто понял жизнь - тот не спешит ;)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

20 фев 2013 00:28 #20170 от surgeon40

muchacha1498 пишет:

Rufflet пишет: это идемитсу. Машина будет неехать ))



умеешь ты расстроить :silly: ,скоро ТО,вот опять думать надо что заливать)))
это оно вот такое если,то ехать точно небудет :lol:

Это сингапурская линейка в пластике, а не японская в жестебанке (серия зепро). И ролику этому 100 лет, обсуждался на форумах, в т.ч. с представителями идемитсу. Всё нормально.

SX4 sedan, 2008 г.в., МТ
Кто понял жизнь - тот не спешит ;)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

20 фев 2013 00:31 #20171 от surgeon40

muchacha1498 пишет: вот surgeon40,пришлось искать самому инфу у дилеров :) ПДЦ и Луидор

Да, да, это они. Похоже на идемитсу эко медалист 0ц20, но у идемитсу сейчас оно SN и GF-5. Может, старые запасы сливают через ОД?

SX4 sedan, 2008 г.в., МТ
Кто понял жизнь - тот не спешит ;)
Спасибо сказали: muchacho

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

20 фев 2013 00:59 #20172 от Andrei73
Вот по теме,может кому интересно будет www.japan-oil.ru/
Спасибо сказали: muchacho

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

20 фев 2013 09:24 #20174 от Rufflet

surgeon40 пишет:

Rufflet пишет: это идемитсу. Машина будет неехать ))

Эт с какого перепугу, Сань? Езжу на Идемитсу 0W20. Пока доволен.


я думал мы пришли в консенсусу в данном вопросе ;)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.